Комбатан Арнис и Модерн Арнис - братья Эрнесто и Реми Пресасы

Грандмастер cэр Эрнесто Амадор Пресас

Эрнесто Амадор Пресас родился на Филиппинах 20 мая 1945 г. Он начал заниматься традиционными филиппинскими боевыми искусствами в 8 лет под руководством своих деда Леона Бонгко Пресаса и отца Хозе Пресаса.

Он обучался у деда дабл и соло бастон, Синавали, Палис Палис (система следования силе), системе блокирования силой силу и системе Санкети и Трастсада.

От своего отца он узнал Трес Бантос (держать палку в середине и нож в другой руке), Дос Пантас (держать палку в середине) и классический арнис. Классический арнис включает системы и техники Эспада и Дага, Абанико Даблада, Очо Очо (движения по восьмерке) и другие.

Эрнесто Пресас с детства проявлял большие способности, как разносторонний спортсмен - он занимался легкой атлетикой, футболом и баскетболом. Он имеет высшие звания в нескольких боевых искусствах - Лакан Сампу (X Дан) в Арнис, Лакан Сампу (X Дан) в Мано-Мано и VIII Дан в Филиппино Вэпонри (работа с оружием). Он также является признанным специалистом в Дзюдо, Дзю-дзютцу, Бо-дзютцу, Кэндо, Каратэ, в работе с тонфой, саями, нунчаками и балисоном.

Эрнесто ПресасКогда он был молодым, он мечтал возродить искусство, которое так долго было составной частью филиппинской истории и культуры. Однако он понимал, что классические системы могут оказаться не очень интересны для современных людей. Проанализировав классические системы, он создал концепцию эффективной боевой системы, полностью вписывающуюся в современное общество. Несмотря на это, он встретил противодействие со стороны филиппинского общества, которое, в то время, склонялось к зарубежным ценностям, включая и боевые искусства. Поворотным моментом для Грандмастера Эрнесто Пресаса стал 1970 г. С этого года он начал преподавание филиппинских боевых искусств в Лицее Филиппин и Филиппинском Университете. В том же году он был приглашен в Японию для демонстрации искусства Арнис на международной выставке "Экспо-70". Сравнивая Арнис с хорошо известными японскими стилями мечевого боя, он быстро приобрел уважение японских мастеров, которые назва-ли его искусство филиппинским Кэндо. Вернувшись в Манилу, он открыл свой первый зал с помощью своего учителя, Грандмастера Модерн Арнис, Фредерико Лазо. Позже Грандмастер Пресас основал Modern Arnis Association of the Philippines International и ARJUKEN (Arnis-Jujutsu-Kendo) Karate Association для пропаганды воинских искусств на самих Филиппинах. Позднее он переименовал свой стиль в Комбатан Арнис. Он преподавал боевые искусства в университетах, колледжах, военных и полицейских академиях и училищах.

Грандмастер Пресас много сделал для того, чтобы филиппинские боевые искусства стали популярны во всем мире. В 1975 г. он основал Международную федерацию филиппинских боевых искусств (IPMAF). После этого его стиль стал развиваться в Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Канаде, США, Мексике, Пуэрто-Рико, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Северной Африке и Австралии.

Более 30 лет Грандмастер Пресас исследовал филиппинские боевые искусства, чтобы систематизировать безоружные техники Арнис и создать на их основе прикладной стиль боя, который он назвал Мано-Мано. В 1991 г. июньский номер журнала "Inside Kung-Fu" вышел с обложкой, на которой был крупный анонс: "Эрнесто Пресас: отец Мано-Мано".

Грандмастер Эрнесто Пресас воспитал множество учеников, которые преподают и развивают искусство Арниса во всем мире. Сам мастер также много путешествует, проводя семинары и пропагандируя филиппинские боевые искусства.

Работа ног в Комбатан Арнис основана на традиционных танцах Филиппин, использует движения назад и вперед и V-образные передвижения. Заметна также общность работы ног в Комбатан и японских и окинавских боевых искусствах. Отчасти это вызвано влиянием традиционного окинавского вооружения.

 

Пресасы (Эрнесто и Реми) модифицировали те техники, которые они давали ученикам, с тем, чтобы достичь лучшего публичного восприятия, обучая искусству в стандартизованном формате (стойки и техники блоков) и призывая бить не по рукам, а по палке. Эта методика была проверена в некоторых открытых школах Филиппин в качестве введения в боевое искусство.

В Комбатан Арнис сохранились традиционные техники и работа ног в Эспада и Дага, Абанико Даблада, Сангекти и др.

Благодаря модификациям в работе ног, стойках и т.д., Комбатан и Модерн Арнис легко преподается в самых разных школах боевых искусств, таких как Таэквондо и Карате, так как студенты видят общее между системами.

Сердцем системы Комбатан является Палит Палит, или "давать и брать тренировки", известные также как Тапи-Тапи. Это такая система из серии техник, где применяются техники Комбатан Арнис, и развиваются концепция и стратегия системы. Тренировки помогают развить текучесть, чувство времени, ощущение дистанции, скорость, выносливость.

Оружие, применяемое в Комбатан Арнис: дабл и соло Бастон, Эспада и Дага, нож (дага), Мано Мано (без оружия), Дуло (пальмовая палка), Бенкау (шест). Работа с традиционным окинавским оружием также преподается в школе Комбатан в Маниле.

Хотя между Комбатан и Модерн Арнис много общего, есть и отличия. Реми Пресас предпочитает стили и методы захвата (борьбу и болевые приемы), тогда как Эрнесто любит переводить технику палки в безоружную технику, например, ударив оппонента, увлечь его на землю. Комбатан содержит техники захвата, но акцент делается на ударных аспектах искусства.

Грандмастер Реми Амадор Пресас

Более 50 лет Ремеджио "Реми" Амадор Пресас (брат Эрнесто А. Пресаса) следует своему увлечению палкой, ножом, мечом, кинжалом и безоружным поединком - всем, что называется современным арнисом, филиппинским боевым искусством, которое он создает и совершенствует. Современный арнис (модерн арнис) - это одна из самых популярных, эффективных и простых для обучения систем самообороны в мире.

Презас начал заниматься арнисом, когда ему было 6 лет, у своего отца, Хозе Пресаса, в маленькой рыбацкой деревушке Хинигарин, Западный Негрос, на Филиппинах. Он покинул дом в возрасте 14 лет и, следуя своему интересу к боевым искусствам, занимался на разных островах своей родины. Он учился у Рудольфа Монкаля, затем у Тимотео Маранга (учителя Монкаля) и, наконец, у Венансио Бакона (учителя Маранга). Их технику он соединил между собой, переосмыслил и творчески развил. В ней теперь много ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем, коленом, а также довольно много бросков и удушений. Он познакомился здесь почти со всеми боевыми системами мира: из Тайланда, Китая, Испании, Индонезии, Японии и Индии. Они достигли Филиппин, поскольку жители островов общались, торговали и воевали с жителями этих стран. Пресас усовершенствовал и соединил важные аспекты тьакеле, арнис де мано, каратэ, дзюдзюцу и думог в единую систему, названную модерн арнис. Этот стиль, основанный в 1957 году, использует одну палку, две палки, нож и меч и кинжал. Используются современные методы обучения и тренировок. Стиль особенно продвинулся в разоружениях и контратаках. В тренировках также используются формы.

"Раньше арнис был вымирающим искусством", - говорит Пресас. "Старые мастера верили, что палка священна. Это означало, что они всегда будут целиться в руку партнера, а не в палку. Большинство учеников сразу получали раны и немедленно теряли интерес к арнису. Я внес в этот пункт коррективы и поддерживал удары по палке вместо привычной практики. Затем я установил основные концепции многих филиппинских искусств и привнес единство в разрозненные до этого системы моей страны. Таким образом, мы все могли почувствовать единение".

Пресас предпочитает термин арнис, а не кали. "На западе вы часто можете слышать слова кали и эскрима", - говорит он. "Эти термины по существу означают одно и то же, но когда вы говорите кали или эскрима, жители Филиппин не поймут, о чем вы говорите. Арнис лучше отражает Филиппинскую культуру, потому что это тагальское слово". Тагалог - это национальный язык Филиппин.

"На Филиппинах", - продолжает Пресас, "если кто-нибудь узнает, что вы - хороший боец арнис, вам непременно бросят вызов на поединок, где бы это ни случилось. Меня тоже так вызывали. Мы сражались на улице, в парке - в любом месте. Иногда случаются серьезные повреждения, но я ни разу не упустил случая".

Мастерство и отвага Пресаса общепризнанны. В 1970 он произвел сенсацию в своей стране. Его Филиппинская Федерация Модерн Арнис могла гордиться тем, что в ее рядах было более 40000 членов. В 1975 году он объехал весь мир с туром доброй воли, направленным на распространение модерн арнис, эта поездка была спонсирована Филиппинским правительством и оказала огромное влияние на развитие Арнис во всем мире.

Правда о Пресасах

Хосе Г. Паман,
North Highlands, CA

Мне бы хотелось внести некоторую ясность в ту путаницу, которая возникла вокруг братьев Пресас.

До сих пор тянется полемика об использовании Эрнесто Пресасом термина modern arnis в его первых семинарах в США в начале 1980-х годов. На самом деле, первоначально термин modern arnis означал боевое искусство, привезенное в Манилу в 1969 году братьями Пресас - Эрнесто, Реми и Роберто - со своего родного острова Негрос. Я знаю об этом не по слухам или приблизительным сведениям, а потому что, будучи уроженцем Филиппин, изучал и практиковал арнис, шотокан каратэ и нго чо кунг-фу в Маниле с 1971 по 1978 годы. В тот период у меня был тесный контакт с ключевыми фигурами так называемого "Золотого Века Боевых Искусств" ("Martial Arts Golden Age") в Маниле, некоторые из которых и по сю пору имеют международное признание.

Вскоре после отъезда Реми Пресаса в США в 1975 году, он получил в средствах массовой информации титул "Отец Модерн Арнис". В то же самое время Эрнесто и Роберто просто продолжали развивать и обогащать свои методы в Маниле под тем же названием modern arnis.

Чтобы избежать путаницы и лучше представить свой стиль, Эрнесто Пресас провел свою систему через серию разных наименований в конце 1980-х. Одно из названий было арнис, стиль Пресаса, но поскольку Пресас - общая фамилия, это не дало точной идентификации метода Эрнесто Пресаса. В конце концов, он остановился на термине kombatan, отмечая систему общего боя, включая палку, нож и пустые руки.

Слухи о непримиримой вражде между Реми и Эрнесто сильно преувеличены. Они участвовали вместе на презентации Филиппинских боевых искусств на историческом ЭКСПО-70 в Японии. Я лично видел обоих братьев на Rizal Memorial Coliseum в 1974, когда демонстрацию модерн арнис посетил мастер годзю-кай каратэ Гоген Ямагучи. И, наконец, Эрнесто Пресас постоянно выражает свою благодарность Реми во многих своих опубликованных книгах.

Не секрет, что все три брата Пресас имели одни корни в их раннем обучении арнис. В то время как каждый из них пошел своим уникальным путем, все они дружно приветствуют новые интерпретации и применения в современных Филиппинских боевых искусствах. Со своей стороны, Эрнесто Пресас продолжает семейную традицию всемирно известных учителей арнис, имея неутомимый преподавательский график, книги и видео проекты и проводя регулярные летние тренировочные лагеря на Филиппинах.

"Смертельное искусство" - Эскрима Серрада

 

"Чтобы быть действительно полной и эффективной боевой системой, стиль должен обладать арсеналом действенных техник и теорий, из которого можно выбрать необходимое для любой ситуации без заимствования из других стилей.".

Суро Майк Иней

 

Одним из многочисленных видов боевых искусств, существующих на Филиппинах, является искусство филиппинских мусульман Моро, проживающих на архипелаге Сулу и островах Палаван, Минданао и Себу и известное как дэ куэрдос эскрима (от decuerdas - завершение и eskrima - схватка).

Народность Моро сформировалась в XIII веке из племен магуинданао, маранао, тосуг и ряда других, принявших ислам. Название Моро было дано этим племенам испанцами по созвучию с их заклятыми врагами - маврами. Большинство районов, которые контролировались Моро, испанцы так и не смогли захватить. Это тяжелое наследие досталось в 1898 году американцам. Сражения с Моро наводили ужас на американскую армию, так как их невозможно было запугать. Если Моро решали сражаться, то их не могли остановить ни численность противника, ни полученные раны. Известны случаи, когда воины Моро, вооруженные традиционными мечами - крисами и кампиланами, продолжали сражаться и убивать врагов, даже будучи смертельно ранеными, разрубая, при этом, своих противников напополам вместе с винтовками. Поэтому американцы расстреливали укрепления Моро, используя артиллерию и пулеметы. Основные боевые действия закончились в 1916 году, а непродолжительный мир на островах южных Филиппин установился только в 1946 году, после признания независимости. Однако в 1972 году на Минданао началась война между правительственными войсками и исламскими экстремистскими группировками. И по нынешний день южные Филиппины считаются одним из самых опасных мест на Земле, где ежегодно в межэтнических столкновениях от холодного оружия погибает огромное количество людей. Так что традиционные боевые искусства остаются здесь подлинным средством выживания. При этом, следует отметить, что боевые искусства Моро в наименьшей степени испытали на себе влияние испанских фехтовальных техник и сохранили многие черты древних аутентичных боевых искусств.

Одним из самых известных мастеров дэ куэрдос эскрима был Фелицисимо Дизон (1898 - 1984) - герой многочисленных легенд и "боев до смерти". Он обучался эскрима у легендарного отшельника, известного как "старик из Себу" и у принцессы Жозефины - "слепой принцессы" из клана Пуланхане. Фелицисимо Дизон был одним из немногих мастеров, удостоившихся титула "Димасалан" ("Dimasalang" - "Неуязвимый"). Наиболее известным учеником Дизона был Анжел Кабалес.

Анжел Кабалес

Анжел КабалесАнжел Оваллес Кабалес, основоположник стиля Серрада Эскрима или Кабалес Серрада Эскрима, родился 4 октября 1917 года в Баррио Иганиа на Филиппинах. В возрасте 17 лет он стал учеником Фелицисимо Дизона, которого встретил, работая в доках. Много лет они вместе странствовали, выполняя случайную работу, и тренировались.

Анжел Кабалес со временем приобрел репутацию одного из лучших бойцов, владеющих палкой, холодным оружием и техниками безоружного боя. Оставшись непобежденным в бесчисленных смертельных поединках он, также как и его учитель, приобрел титул "Димисалан".

Имя Кабалеса окружено многочисленными легендами: о схватке с пятью нападающими, которая длилась 10 секунд; о победе над пятью вооруженными ножами, цепями и трубами противниками за 5 секунд и много других. Наиболее известна история о схватке с мастером Тмином: "Тмину было двадцать пять лет, он жил в Маниле, был известным бойцом и мастером кали и арниса. Он всегда побеждал во всех своих схватках. Тмин считался лучшим бойцом Манилы, и его репутация была столь же высока в столице, как боевая репутация Кабалеса в Себу. Он решил найти Кабалеса и убить его. Ему не пришлось для этого ехать далеко. Кабалес сам приехал в Манилу, и Тмин нашёл его в баре возле портовых доков. "Меня зовут Тмин, и я хочу знать, являетесь ли вы эскримадором Кабалесом?" - сказал Тмин, сев на табурет рядом с мастером. "Это имеет какое-то значение?" - спросил в ответ Кабалес. "Нет", - ответил Тмин, - "но вы сделали большую ошибку, приехав в Манилу. И это будет ваша последняя ошибка!". С этими словами Тмин выхватил свой балисон и чиркнул им по животу Кабалеса. Кабалес мгновенно блокировал удар своим дорожным мешком, выхватил ротанговую палку и ударил противника по руке с ножом. После этого Кабалес немедленно разорвал дистанцию и разоружил Тмина захватом запястья, используя для этого палку. Потом Кабалес залез в свой мешок, вытащил другую ротанговую палку и протянул ее Тмину. "Теперь давай закончим это!" - крикнул Кабалес. "Нет!" - завопил Тмин. - "Я не хочу бороться больше!". "Слишком поздно!" - ответил Кабалес. За несколько секунд Кабалес проник внутрь защиты Тмина и провел тройной удар палкой, а затем еще один тройной удар. Все, что Тмин смог сделать, было закрываться и бежать. Кабалес поддерживал темп боя на высоком уровне за счет комбинаций многочисленных ударов, поражая своего противника от 10 до 15 раз в секунду. Тмин, наконец, упал на колени и закричал: Анжел Кабалес "Остановитесь! Пожалуйста, остановитесь! Я сдаюсь! Пожалуйста, имейте милосердие!". Жена Тмина бросилась к мужу, закрывая его своим телом. "Я прошу Вас, пожалуйста, не бейте моего мужа больше!" - кричала она в отчаянии. Кабалес заметил, что рука Тмина приобрела цвет баклажана, и решил, что его противник получил достаточно. Отступив, он сказал: "Я должен отметить, как тебе повезло. Не каждый имеет такую замечательную, заботливую жену. Из-за нее, я оставляю тебе жизнь. Никогда не ищи меня снова!".

В 50-х годах ХХ века Анжел Кабалес с семьей эмигрировал в США, в Стоктон, штат Калифорния. Он считал, что в Америке искусство эскрима никому не нужно, однако сам продолжал тренировки. Когда его дети спрашивали, чем он занимается, тот отвечал: "Эскрима" - "А что такое эскрима?" - "Это... э-э... так, ничего. Ерунда". Однако, когда его старшему сыну Винсенту исполнилось 8 лет, отец решил обучать его основам эскрима. В 1974 году Винсент и его брат Джон первыми были аттестованы на мастерский уровень, и тогда же Анжел Кабалес назначил Винсента Кабалеса официальным преемником на посту главы школы.

Анжел Кабалес первым начал открытое преподавание эскрима в Америке, создав в 1966 году Филиппинскую школу самозащиты. Позднее он снялся в фильме "Месть тигра", где демонстрировал технику эскрима.

Термин серрада появился в 1968 году, когда Ник Эдар и Дентой Ривелард приехали к Анжелу Кабалесу посмотреть его тренировки и назвали его искусство "церрадо" (cerrado). После этого Кабалес стал называть свой стиль серрада эскрима, что можно перевести как "закрытие бреши", "закрытый стиль", а также "бой на ближней дистанции". После смерти Грандмастера Анжела Кабалеса в 1991 году, стиль стали называть Кабалес Серрада Эскрима.

Эскрима Серрада

Эскрима Серрада это эффективный стиль боя с холодным оружием, включающий использование палок, филиппинских клинков баронг и крис (иногда в сочетании с кинжалом), пустых рук и болевых приемов, это комплексное искусство борьбы, ударов руками и ногами. Система классифицирует все атаки по углам, независимо от типа оружия, которое используется. Начинающие прежде всего тренируются с палкой, затем эти движения преобразуются в техники ножа, а затем в техники "пустых" руки. Поскольку концепции движения тела и углов атаки являются универсальными, то переход от одного вида оружия к другому совершенно естественен.

Эскрима СеррадаОснову системы составляют 12 углов (или способов) атаки, которые отрабатываются с использованием короткой палки (22 - 24 дюйма) на средней или ближней дистанции. В Серрада нет формальных упражнений, а только отработка защит против разнообразных атак, выполняющихся с полной силой и скоростью.

В начале и на промежуточных стадиях обучения Серрада ученики осваивают основные позиции, позволяющие им отлично сохранять равновесие. К моменту достижения высокого уровня для учеников правильное положение тела и равновесие становятся инстинктивными, и заранее подготовленные позиции больше не используются. Кабалес верил, что использованию формальных позиций в реальных боевых ситуациях ограничивает гибкость, живую мысль и плавность движения. Кабалес считал, что эскримадоры должны быть способны эффективно сражаться в любом положении: стоя, сидя или лежа.

Навыки блокирования приобретают, развивая "три квадранта де куэрдас". Бедра, ноги и ступни образуют самый низкий квадрант, руки и плечи образуют центральный квадрант, а голова и шея составляют верхний квадрант тела. Когда эти части работают вместе, обеспечивается максимальная эффективность защитных и атакующих движений.

Самому низкому квадранту уделяют главное внимание в начале обучения Серрада Эскрима. Работу ног отрабатывают, используя "треугольный метод обучения", в котором ноги продвигают вперёд и назад под углом 45° по треугольнику. На передней ноге сосредоточено 80% от веса тела, а на задней только 20%. Передняя нога также согнута больше, чем задняя нога. При блокировании или нанесении ударов, ступни ног должны быть плоскими, что позволяет эскримадору прочно стоять на земле, а его бедрам развивать максимальную силу движения.

Центральный квадрант включает плечи, локти, руки, кисти, туловище и живот. Плечи должны быть под углом 45° к противнику, при этом "сильную сторону" эскримадор выдвигает вперёд. Угол в 45° помогает в сочетании с вращением бёдер развивать большую силу. Руки бойца и кисти сосредоточены в середине его туловища, выше живота. Локти держатся плотно к телу, защищая ребра, почки и живот.

В верхнем квадранте голова эскримадора должна быть прикрыта его передним плечом, что позволяет таким образом защищать его шею. Такое положение головы позволяет обеспечить её "связь" с остальными частями тела. Кроме того, прикрытие плечом создаёт лучшие условия для завершающего движения.

Для максимальной эффективности все три квадранта тела должны работать в унисон. Когда это происходит, эскримадор может защищаться или нападать под любым углом. Все удары ногами наносят противнику в нижний квадрант из соображений безопасности и практичности. Как только ученик узнал основные принципы, он может брать любое оружие и использовать его эффективно. Все безоружные движения скопированы с техники оружия. Удары вообще наносятся по тем же самым жизненным частям тела, независимо от того, идёт бой с оружием или с голыми руками.

Эскрима СеррадаРотанговая палка - это главное оружие в системе Серрада Эскрима Кабалеса. При выборе ротангового оружия мастер должен учитывать несколько факторов. Качественный ротанг будет всегда иметь твердую волокнистую текстуру и много колец, чем больше, тем лучше. Чем ближе кольца ротанга друг к другу, тем более прочное оружие. Палки из ротанга делятся на три группы по весу: лёгкие, средние и тяжелые. Каждый вес имеет преимущества и недостатки, но опытный эскримадор может использовать любые из них в любой боевой ситуации. Предпочтительно, чтобы оружие было около двух сантиметров в диаметре (3/4 дюйма). Если диаметр больше, то скорость палки падает и эллиптические движения вращения оружием уменьшаются, потому что рука бойца должна держать палку более прочно, чтобы не потерять её. Чем больше диаметр, тем большее нагрузка на запястье практикующего. Длина оружия изменяется в зависимости от длины руки эскримадора. "Карманные палочки" являются самым коротким ротанговым оружием в Серрада и очень эффективны против нескольких нападающих. Они могут использоваться по одной или парами. Их обычная длина - от запястья бойца до кончика его указательного пальца. Они имеют размеры около двух сантиметров в диаметре. Карманная палка держится в руке очень крепко в горизонтальном положении. Удержание оружия этим способом позволяет использовать суставы для нанесения ударов. Оба конца палки заострены для нанесения ударов по жизненным областям типа глаз, горла или висков. Запястье бьющей руки может двигаться таким образом, чтобы рассечь лицо противника. Блокирование и нанесение удара выполняются одновременно вместо двух отдельных движений.

Бой с ножом рассматривается естественным продолжением техники Серрада. Нож имеет в основном одну цель: блокировать и бить до тех пор, пока противник больше не представляет опасности. Кабалес преподавал простой метод действий ножом, предназначенных для ближнего боя. Вместо того, чтобы реагировать на удары противника и избегать риска потери руки, Кабалес учил держать руки плотно прижатыми и ждать того момента, когда противник попадёт в пределы досягаемости ножа. Он также предпочитал использование одновременных защитных и атакующих движений. Эскримадор учится наносить непрерывные режущие и колющие движения, во время перемещения по кругу назад и к слабой стороне противника до тех пор, пока противник не будет полностью уничтожен.

Эспада и дага (длинное лезвие и короткий кинжал) - традиционное оружие эскрима. Блоки представляют собой касательные движения, достаточные для того, чтобы избежать удара или отразить наносимый удар. Касательные движения выполняются движением запястья, предплечья и бедер эскримадора. Положение тела должно облегчать выполнение блоков. Точные защитные движения позволяют атакующим движениям эскримадора быть свободными и естественными.

Основные принципы Серрада:

  • Координированная работа ног, которая является основой правильного движения тела и углов атаки.
  • Правильная механика тела, которая дает экономию движения.
  • Выбор времени (тайминг) и точность позволяющие встречать любую атаку с минимальным риском.
  • Развитие чувствительности для свободной работы в переменчивой обстановке поединка.
  • Развитие энергии на короткой дистанции.
  • Техники реверса, разоружения и болевых замков.
  • Мастерство в "текучем" спарринге.
  • Переход техник пустой руки в техники холодного оружия.
  • Сознание, сосредоточенность, боевой дух и дисциплина воина, которые рождают успех в достижении любой цели.

Основные технические элементы системы Серрада Эскрима

Стойка "замка"

Основной стойкой в Серрада Эскрима является "стойка замка" похожая на стойку готовности у боксеров. Точно так же, как боксер, нанеся удар, не может быстро парировать удары, если не вернется в исходную стойку, также и в Серрада через "стойку замка" должны увязываться перемещения, движения руками и оружием. Работа ногами нужна для того, чтобы перемещать руку с оружием внутрь и наружу своей зоны влияния, наносить удары и не пропускать их.

12 углов атаки

Фелициссимо Дизон обучил Анджела Кабалеса 52 возможным углам атаки. Анджел классифицировал эти 52 угла и превратил их в 12 базовых углов, чтобы упростить обучение. Для целей обучения Анджел решил поименовать углы по порядку номеров и использовать эту систему для классификации учеников по уровню их мастерства.

"Вырвать зуб ядовитой змеи"

Боец Серрада стремится ударить палкой по любому углу атаки так, чтобы разбить запястье или кисть руки и обездвижить ее. Эта идея называется "вырвать зуб ядовитой змеи"

Работа ног

Работа ног в Серрада базируется на передвижениях по "Х". Также существует двухшаговый тип работы ног, применяемый для углов 3, 4 и 8. Для правшей пальцы правой ноги проходят назад половину расстояния до левой ноги, затем назад шагает левая нога.

Контролирующие руки

Контролирующие руки или "К" руки используются для контроля атакующего запястья или локтя. Правши используют левую руку для формирования "К". При этом рука остается скорее открытой, чем захватывающей. Контролирующая рука - это ваш щит, дающий вам долю секунды для перехода в контратаку.

Пропустить или встретить

Будучи атакован, боец эскрима имеет выбор: бить навстречу, чтобы прервать атаку, или проводить оружие противника по траектории его атаки, пока не появится возможность нанести ответный удар. Нанести удар - вот цель.

Упражнения "замка и блока"

При отработке упражнений "замка и блока" рука с палкой у правшей должна быть в позиции 4-го угла, а рука с ножом - немного выше палки. Рука с ножом ходит назад и вперед в области солнечного сплетения, в то время, как палка приходит с разных углов. Работа ног должна быть вперед - назад в позиции, зависящей от того, с какой руки идет удар. "Позиция замка" - это позиция готовности в Серрада. Как и в боксе, удар проще наносить из движущейся позиции, чем из "позиции замка" или неподвижной стойки. Во время упражнения ученик возвращается в эту позицию после удара палкой или ножом в то время как его тело ходит вперед и назад. Упражнения "замка и блока" (аналогом их являются тапи-тапи в других стилях арнис и эскрима) были разработаны грандмастером Анджелом Кабалесом, чтобы развить рефлексы защиты от различных углов атаки с ударами по запястью после блока. Блоки должны быть разучены с первого до восьмого уровня, тогда ученик сможет перейти к разучиванию этих упражнений. Считается, что "замок и блок" - лучший путь для наработки рефлексов бойца.

Свободный спарринг

После освоения 12 углов атаки и защит от них, ученик может перейти к изучению спарринга. Свободный спарринг отрабатывает контрудары против атак вашего оппонента. Начинается он, как обусловленный от 1 до 8 уровня, пока ученик не освоит защиту от всех углов в сочетании с правильной работой ног для этих углов. Ученик должен использовать все углы кроме 10 и 12, не эффективных в спарринге.

Эспада и дага

Во время тренировки с одной палкой она может быть заменена мечом, а "К" рука (контролирующая) вооружена ножом, тогда техники с одной палкой переводятся в техники меча и ножа или эспада и дага. В Серрада реальные тренировки с мечом и ножом относятся к продвинутым тренировкам.

Палка в палку

Техники "палка в палку" пришли от испанской рапиры. После того, как осуществлен контакт меч в меч, вторая задача клинка - ударить в клинок оппонента и следовать по нему к руке или другой цели. "Палка в палку" также переводится в технику, которую специалисты Вин Чун называют "липкая рука".

Отражения

Иногда партнер парирует ваш удар, и вы вынуждены отбивать его контрудар. Это называется отражение или парирование. В эскрима они могут продолжаться до тех пор, пока один из противников не пропустит удар.

Эскрима СеррадаЗахваты

Поскольку Серрада является техникой боя на ближней дистанции, она имеет техники захвата, что позволяет бойцам голыми руками проводить разоружение и использовать приемы захвата для пресечения "катящегося оружия (непрерывной атаки с оружием)" на ближней дистанции. Тонкостям может обучить только мастер системы.

 

Нюансы движений составляют основу разрушительной силы системы; к примеру, знание того, что при блоке атаки с 4-го угла надо развернуть руку ладонью вверх, развернет короткий конец вашей палки прямо вперед, защитит ваши пальцы от удара и позволит сделать хороший блок. Движение тела, добавленное к удару, делает удар гораздо быстрее, поскольку команда от мозга к бедрам доходит быстрее, чем до кистей рук.

Результатом тренировок в Серрада Эскрима является то, что ученики начинают чувствовать полную уверенность в возможности использовать полученные знания и наработанные техники при самообороне в реальных ситуациях.

Только тренируясь с полной самоотдачей, ученик может верно понимать все элементы системы. Кабалес однажды сказал об этом так: "Ничто не может быть достигнуто, если это не заработано".

Сайок Кали

СайокСайок Кали - это, наверное, самая известная, на сегодняшний день, система филиппинских боевых искусств. После выхода на экраны фильма "Загнанный" популярность ее как наиболее упорядоченной системы боя ножом непрерывно растет.

Следует отметить, что система Сайок Кали является, как и подавляющее большинство филиппинских единоборств, "полной" школой. В ней изучается техника боя с палками, шестами, кнутами, другими видами оружия и безоружный бой, включающий богатый арсенал ударов руками и ногами, бросков, болевых приемов и развитый технически партер. В целом, система настроена на атакующие действия и следует нескольким основным принципом - трактуй каждого противника, как эксперта в боевых искусствах, никогда никого не недооценивай и используй самые эффективные техники для данной ситуации; каждая атака выполняется на основе соединения как минимум трех уколов, порезов и т.п. Следующий базовый принцип - возможность выполнения одних и тех же атак как одним ножом, так пустой рукой или двумя ножами без особых модификаций техники, что создает огромные тренировочные возможности, соединяя эти три элемента в самых разных комбинациях.

СайокВ Сайок существуют три этапа обучения. Кали - обучаемый называется "кормителем", использует только один нож и исключительно атакующие техники. Силат - тренирующийся, или "получатель", учится основам контратаки, борьбы и захватов. Большинство техник на этом этапе "получатель" выполняет пустыми руками, учась чувствовать и контролировать противника, а большая часть упражнений - это различные Тапи-тапи. Бакал - это комбинация предыдущих этапов, здесь используются два основных варианта тренировок: "кормитель" с ножом, "получатель" не вооружен (не забываем, что техника ножа и пустой руки в Сайок - это практически одно и то же), а последняя форма - это спарринг без каких либо ограничений, когда оба вооружены двумя ножами.

Базовая техника практически лишена каких-либо оборонительных приемов, направлена исключительно на атаку, и оборонительные техники начинаются только на втором этапе, причем большинство движений защищающийся выполняет пустыми руками, что позволяет лучше сконцентрироваться на позиции тела и работе ног - ключевых моментах при использовании ножа. Тапи-тапи (которые чаще называют на английский манер "drills") отрабатываются вначале с партнером, который стоит неподвижно, затем, по мере развития, переходят к атакам под углом и в конце партнер передвигается абсолютно свободно.

СайокОсновная задача боя - закрыть противника в так называемой "замкнутой" дистанции (до 1,5 м), которая измеряется от начального положения оружия возле нашего тела до точки контакта с телом противника; т.е. надо так расположить противника, чтобы мы были за пределами его оружия, а он в нашей "замкнутой" дистанции. Вторая дистанция называется "замыкающей" (от нуля до десяти метров) - это территория подготавливающих атаку действий либо возможной обороны.

Нож держится одним из 12 хватов, основой которых являются "сабельный", "рапирный" и "сосулька", а остальные - модификации "филиппинского" хвата, которые различаются положением пальцев, контролирующих бок клинка или его спинку. Специалисты Сайок Кали носят при себе как минимум 6 ножей - 2 сзади, 2 спереди и 2 по бокам, причем абсолютно все техники изучают с обеих рук, выхватывая нож из всех этих позиций.

Удары наносятся по строго определенным траекториям, в базовой версии их 36, позже число увеличивается до 240. Соединяют эти атаки от 3 до 9 уколов и порезов, первыми атакуются жизненно важные артерии или так называемые "слабые" части тела (пальцы, нос и т.д.), затем следует продолжение атаки, либо добивание. Часто первое движение в первой атаке проводится настолько медленно, чтобы противник его заметил, инстинктивно отреагировал и открыл при этом определенную зону для нашей атаки. Предпочтение отдается уколам, согласно принципу, что цель нашей атаки находится под кожей, а не на ней, и даже при разоружениях, где атакуются ладони или плечо, выполняется укол. Если же проводится порез, то с мощным поворотом запястья и подталкиванием спинки клинка нашим большим пальцем.

СайокТренировка в тапи-тапи и атаках по определенным шаблонам, приводят к возникновению специфического двигательного рефлекса, называемого "двойное отражение" - наше вынужденное первое движение вызывает реакцию противника (первое отражение), а наше следующее движение (второе отражение) должно быть уже инстинктивным, т.е. мы используем соответствующий "шаблон" в зависимости от действия противника.

Следующий важный вопрос - умение выхватывать нож. Речь идет о том, чтобы не показывать противнику его длину и возможную вторую режущую кромку, т.е. уже выполняя первое движение, мы располагаем нож под таким углом к глазам противника, чтобы создать впечатление, что наш нож короче, чем есть на самом деле. Это вызывает у него впечатление "фальшивой" дистанции, и нам проще поместить его в свою "замкнутую" дистанцию.

Отличительной особенностью Сайок является то, что проводятся не только поединки один на один, но и схватки один против двух или трех, или парой против нескольких противников.

Сайок Кали - это интересная и эффективная система, хотя и несколько усложненная по сравнению с другими стилями филиппинских боевых искусств.

Использованы материалы из журналов "Black Belt", "Inside Kung-Fu", статья J.C. Cabiero and Gary Vatcher,
материалы сайтов www.kombatan.com, martialartsresource.com, www.professorpresas.com, sayoc.com.

Мы будем рады видеть Вас по адресу:
64300, г. Изюм,

ул. Пушкинская,81

(помещение Детского Сада № 13)

Гостевая книга
Гостевая книга
Rambler's Top100
© PR10.Tom.Ru