Теория и практика боевых искусств

ЧТО НАС ПРИВОДИТ В ХАПКИДО?

Сколько ни существует человек, его эволюционное развитие сопровождает фактор выживания. И не последнее место в этом процессе занимают боевые искусства (БИ). У каждого приходящего в БИ есть свои причины, как возможно, общие для многих, так и индивидуальные.

Так, разговаривая, с корейскими мастерами хапкидо о том, что к ним приводит людей, они мне отвечали: некоторые хотят изучать самооборону, другие - упорядочить свое душевное состояние, улучшить свои физические возможности. Однако не важно, что в начале они хотят, со временем они понимают, что хапкидо намного глубже и основательнее того, что они ожидали. Хапкидо для них окажется более, чем физическое здоровье или сумма техник по самообороне. Более важным окажется, что хапкидо формирует в человеке внутренний мир с собой и окружающими, мудрость и самодисциплину. Однако при условии, что хапкидо изучают, как класическую дисциплину, а не его отдельные разделы.

Разговаривая на эту тему со своими коллегами по боевым искусствам я, к примеру, услышал от мастера каратэ Михаила Гомельского мнение, что в боевые искусства приходят чтобы избавиться от личных комплексов, а мастер тайцзи Андрей Русавин высказал мысль, что мягкие искусства, типа хапкидо, позволяют человеку, вышедшему из спортивного возраста продолжить свое самосовершенствование.

И вне всякого сомнения каждое из вышеперечисленных мнений актуально, их может быть гораздо больше. Поэтому остановлюсь на том, с какими аспектами, разделами знаний постепенно сталкивается приходящий изучать классическое хапкидо, во всяком случае так, как его преподают в Центре хапкидо-ханкидо.

Если говорить о хапкидо в широком понимании, то можно утверждать, что это боевое искусство объединяет два понятия: искусство и науку. Искусство прежде всего относится к творению прекрасного. Наука - это методологическое изучение или преподавание предмета. В своем базовом понимании хапкидо - это метод защитить себя. На высшем уровне-это путь самопознания и профессиональное выражение прекрасного искусства. Если говорить об этом, то последователь хапкидо должен изучать традиции, теоретические принципы, техники и законы, на которых основано хапкидо.

С самого начала пришедшие в класическое хапкидо сталкиваются с пониманием, что он будет развиваться по трем основным направлениям: тело, разум и дух. Причем в тех пропорциях, которые объединят полноценное чувство хапкидо и развитие личности в целом.

Тело развивается с помощью специальных физических упражнений, свойственных боевому искусству. Эти жесткие по своему характеру упражнения увеличивают силу, развивают терпение, чувство баланса и гибкость. Причем специально подобранные упражнения наравне с физическими способностями занимающегося развивают возможности, так называемых "текучих движений", присущих хапкидо.

Разум развивается ментальными занятиями. Это прежде всего медитация, которая учит навыкам сосредоточения, расслабления, координирования мыслительного процесса в сочетании с выполняемыми движениями.

В процессе своей подготовки ученик совершенствует свои возможности учиться, поскольку ему приходиться помимо прочего изучать определенные аспекты истории, философии, законодательства, медицины и другие науки, входящие в боевые искусства.

Дух развивается путем следования философии, ценностям и идеалам хапкидо. Если в целом хапкидо преследует цель развитие личности, то в частности, следуя путем БИ, его последователю необходимо помимо крепкого тела и умственных способностей иметь сильный дух. У него должна быть цель жизни и твердая вера ее достичь.

Ученик хапкидо, развивший в себе эти качества, может стать цельной личностью, а без них сложно рассчитывать на баланс в душе и по жизни.

Столетиями представители боевых искусств всего мира вместе с боевыми техниками развивали свои традиции ставшие неотъемлемой частью культуры каждого народа, живущего на земле. Во многом эти традиции и ритуалы схожи для многих боевых искусств разных стран и главное, что их объединяет - это развитие и формирование тех качеств, которые ценились адептами боевых искусств. Так, на востоке говорили, что, если человек слаб, то свое становление он начинает с ритуала, а пройдя его, он приобретает достоинства и почувствовав достоинства, возникает необходимость иметь честь.

Какие же традиционные наследия свойственны боевым искусствам востока в целом и корейской системе в частности?

На востоке поклон означает уважительное приветствие друг к другу. Здесь нет ничего общего с чинопочитанием или поклонением кому-либо. Поклон так же обозначает, что один человек доверяет другому.

В школах хапкидо ученики совершают поклон инструктору и друг другу, выражая взаимное уважение.

Восточными БИ овладевают, как правило, в специализированных помещениях и в особой одежде. На заре целенаправленного изучения боевых искусств люди для занятий использовали повседневную одежду. По мнению зарубежных исследователей впервые специальную, не рвущуюся куртку для проведения бросков изобрел в конце 19 века Дзигаро Кано - основатель современного дзю-до. С того времени спортивная одежда для единоборств претерпела определенные изменения, ее используют в различных вариантах в зависимости от вида спорта или БИ. В цивилизованных странах ни один ученик не сможет зайти в спортивный зал, не купив предварительно форму.

Важной деталью одежды для единоборств является пояс. Они весьма разнообразны по цветовой гамме и степени мастерства в зависимости от стиля. Однако в течении веков пояс никогда не был показателем мастерства в БИ. Опять же таки появление поясов связывают с именем доктора Кано, который их ввел для определения уровня квалификации занимающихся этим видом спорта. В разных странах и видах боевых искусств свои отличия. В китайских у-шу вместо поясов используют кушаки. В Японии изначально использовали белый пояс, чтобы плотно охватить куртку. С годами этот пояс загрязнялся пока не становился черным.

В корейских боевых искусствах поясные различия основаны на цветах халатов, которые носили представители различных каст древнего королевства Силла.

Чтобы получить пояс того или иного цвета в уважающих себя школах восточных единоборств необходимо сдать специальный экзамен, программу которого создали ведущие специалисты той мировой организации боевых искусств, членом которой является обучающийся. Цель экзамена прежде всего в том, что желающие подтвердить свою техническую (а не спортивную) квалификацию, должны продемонстрировать определенный объем техник и знаний, которые позволят им сдать последующий тест на очередной пояс.

После успешно пройденного испытания обучающийся получает сертификат на право ношения пояса определенного цвета. В Корее в школах хапкидо квалификационные уровни делятся на ученические и мастерские. Ученические градации обычно от 7 до 10 по количеству, и они называются Куп или Гып. В одних школах каждому купу соответствует пояс определенного цвета, в других несколько градаций обозначаются поясом одного цвета. Обычно первый ученический пояс имеет белый цвет, потом с каждой пройденной градацией он темнеет до первого дана, первой мастерской ступени, с которой начинается шкала мастерских уровней, и представители всех школ хапкидо носят черные пояса. Обычно, чтобы пройти путь от белого пояса до черного 1-го дана уходит до пяти лет (следует учитывать, что речь идет о традиционных школах боевых искусств, а не спортивных, где можно получить черный пояс за год по причине других отличительных от БИ ценностей). В период прохождения ученических степеней занимающийся овладевает базовыми техниками хапкидо, которые, как правило, учат дыхательной системе ДОН ДЖОН ХО ХОП, методам релаксации, улучшению эластичности тела, различным методам защиты от ударов руками и ногами, захватов, нападения с холодным и огнестрельным оружием, различных видов удушения и т. д. После нескольких лет успешного изучения хапкидо и прохождения тестов обучающийся получает 1-ый Дан, черный пояс. Это означает по мнению корейских мастеров "действительно начинающие". В Корее обладатели 1, 2, 3 -го Данов носят звание "СО БУМ НИМ" (учитель) и преподают под руководством учителя - мастера "КВАН-ДЖАНГ-НИМ", это обычно обладатели 4-го, 5-го и 6-го Данов.

Тех, кто носит пояс 7-го, 8-го и 9-го Данов называют "Гранд мастер" (ЧОНГ КВАН - ДЖАНГ- НИМ). Они имеют право создавать уже свои стили боевых искусств, которые в Корее называют "кваны", что означает "школы мысли". Наиболее выдающиеся мастера в Корее, которые создали организации - школы мирового масштаба, могут носить особо почетный титул: 10 Дан (ДОД ДЖУ НИМ), но обычно этот уровень присваивается мастеру - основателю школы уже после его ухода из жизни.

Даже первые результаты в обучении хапкидо тесно связаны с умением обучающегося сконцентрировать свое внимание на объекте изучения. Этому помогает процесс медитации, без которой, по мнению специалистов, невозможен прогресс в изучении боевых искусств. Медитация, помимо сказанного, способствует расслаблению и очистке своего разума после загруженного рабочего дня. А так же открыть свой разум для более полного усвоения материала на предстоящем уроке. Медитация позволяет сосредоточится, выполняя формы или тестовое испытание по разбиванию предметов, аккумулировать внутреннюю энергию КИ.

Формы, которые называют, как " ХЬЮНГ", "ТЫЛЬ", ПУМСЭ" представляют собой систему отобранных движений, цель которых помочь ученику совершенствовать свою техническую базу без партнера. Выполняя форму, обучающийся концентрирует свое внимание на совершенствовании своих движений, согласованных с дыханием. При этом он держит в голове четкий образ воображаемого противника.

Во многих БИ воины свои действия сопровождают выкриками. Однако было бы неправильно считать, что их цель только испугать воображаемого или явного противника. "Ки Хап", как в Корее называют выкрик, используют, как метод объединения внутренней духовной энергии КИ со внешней физической энергией. Это слово состоит из двух понятий: "Ки" - энергия и "ХАП" обозначает объединение или координация. КИ ХАП представители БИ используют во время учебного или реального боя, выполнения форм, разбивания предметов, техник самообороны. Физиологически "КИ ХАП" используют чтобы противостоять удару.

Хапкидо, как стиль, относящийся к группе "ЙУ СУЛЬ" т. е. мягких, тонких искусств, в качестве методов самообороны, учит не пассивной защите, а при необходимости атакующим действиям. Однако, изучая свободный бой по системе хапкидо, ученик через своего спарринг-партнера узнает границы своих технических навыков, чтобы их расширить. Он учится не выигрывать у своего противника, а усовершенствует свою технику и улучшает свои функциональные возможности.

Поскольку хапкидо является БИ, то все, что относится к этому искусству, обычно рассматривается только через призму его прикладного назначения. Однако было бы несправедливым не остановиться на хотя бы отдельных аспектах оздоровительных методов хапкидо и формированию тех качеств, которые необходимы любому человеку даже далекому от боевых искусств.

В основе жизнедеятельности человека, помимо прочего, лежит фактор дыхания. Когда человек рождается, ему прежде всего необходимо дыхание. А вообще человеку для жизни, по мнению ученых, требуется три условия: воздух, вода и свет. Однако без последних двух условий человек может прожить не один день, а без дыхания - считанные минуты.

Метод дыхания, который используется в хапкидо, и называется "ДАН ДЖОН ХО ХОП", свойственен только внутренним стилям Кореи. Корейские мастера, говоря о необходимости практиковать техники дыхания приводят пример: здоровый человек дышит с периодичностью 3-4 секунды, а пожилые и больные - гораздо чаще. И часто по ритмике дыхания можно судить о здоровье человека. Улучшая качество дыхания, используя метод "ДА ДЖОН", человек может улучшить физическое и ментальное здоровье. И, как предупреждают в своих наставлениях мастера, ДАН ДЖОН - это не просто так называемое "брюшное дыхание", а гораздо больше. Поэтому на правильное и качественное выполнение этого метода требуется не один год. И скажу по собственному ощущению - это того стоит.

Говоря о пользе дыхательного метода, корейцы упоминают, что это источник внутренней энергии "КИ", которая весьма необходима при овладении хапкидо, название которого означает конкретно "путь силы в гармонии", подразумевая, что здесь происходит единение физической и ментальной энергии, которые в хапкидо называются соответственно " ВАЭ КИ" и "НАЭКИ". Обычно те, кто в единоборствах хотят добиться быстрого общественного признания, развивают "ВАЭ КИ", тем самым нарушая баланс "КИ".

Говоря о дыхании и энергии, я подразумеваю эти понятия, как составляющие базис хапкидо, надстройкой же его являются техники и методы их развития. При всем, что хапкидо содержит до 300 основных техник и около 10000 их вариаций, может показаться, что невозможно овладеть и десятой частью такого объема. Однако необычность хапкидо заключается в том, что изучив принципы этого боевого искусства, человек самопроизвольно может обнаружить, что он в состоянии на основе отработанных учебных методик, воспроизвести техники, которые никогда ранее не видел.

Корейские мастера разделяют базовые техники хапкидо на три основные группы. Рукопашный бой без использования какого-либо оружия, защита голыми руками против оружия, применение оружия против оружия, каждая из этих групп подразделяется на защитные и наступательные техники, включающие в себя методы запирания и переломов суставов, а так же разнообразную ударную технику. В качестве оружия используют меч, кинжал, нож, камень (последние три так же применяют в качестве метательных предметов), дубинку, шесты различной длинны, трость, копье, веревку.

Все защитные и наступательные техники используют стоя, сидя и лежа.

Представитель хапкидо в своих действиях применяет техники, которые позволяют ему получить максимальный эффект. Для этого зонами поражения являются органы жизнедеятельности человека. Нервные узлы, кровеносные русла. При этом в момент контакта с целью, используя выработанные методом "ДАНДЖОН" качества, достигается максимальная концентрация возможности хапкидоиста в точке приложения его усилий на теле противника. Но не только это является отличительной чертой хапкидо, как БИ. Это метод использования силы противника против него же.

Многие, видимо, помнят детский вопрос: " Кто сильнее слон или носорог?". А ведь еще в недавнем прошлом можно было прочитать в таких солидных изданиях по боевым искусствам, как "TRADITIONAL TAE KWON DO", "TAE KWON DO TIMES", TAE KWON DO and Korean Martial Arts", "BLACK BELT", "Karate Illustrated", "Official karate ", " Inside Kung Fu" материалы, где специалисты обсуждали, какой стиль БИ лучше. Лично для мня это напоминало вышеупомянутый детский вопрос. Сейчас же в основном, говоря о стилях БИ, специалисты анализируют общие исторические, территориальные и технические корни боевых искусств, их сходство и различия. Изложу кратко некоторые воззрения об отдельных стилях боевых искусств через техническую призму хапкидо, с которыми я познакомился, изучая традиции боевых искусств.

Дзюдо (Judo). Спортивный вариант древнего дзю-дзюцу дзюдо в основе своих техник использует броски, которые также играют важную роль в хапкидо. Многие принципы дзюдо присутствуют в хапкидо - это лишение противника его устойчивости и бросок его на землю. В прикладном варианте в арсенале дзюдо, как и в хапкидо, есть удары, но далеко не в таком арсенале; воздействие на биологически активные зоны человеческого тела, но всё это полностью отсутствует в спортивном варианте дзюдо, который только и практикуют за пределами Японии.

Дзю-дзюцу (Jujitsu). Техники запирания суставов, броски, подсечки, широко используемые в хапкидо, внешне похожи на подобные технические элементы в дзю-дзюцу. Техники скручивания суставов, надавливания на болевые точки, чередуемые с бросками, позволяют эксперту дзю-дзюцу контролировать противника, независимо от его физических данных. Однако есть мнения, что эти методы хороши в ближнем бою, но профессиональная атака с ударами руками и ногами вызывают серьёзные проблемы у бойца, который не практикует ударные техники и защиты от них в достаточном объеме. В хапкидо изучают широкую палитру ударов руками и ногами, в том числе в воздухе, отталкиваясь от препятствия.

Айкидо (Aikido). Искусство, созданное О'сэнсеем Морихеем Уешибой, было сформулировано под несомненным влиянием школы Дайто-рю айкидзюцу (основой хапкидо) и кендо (японское искусство меча). Создав своё направление, Уешиба, учитывая традиции этих древних искусств, внёс свои методы ухода и изменения линии атаки противника, развития "Ки", и всё это философски тесно увязал с японской религией Омотокьё.

Таеквондо (Tae Kwon Do). Традиционное таеквондо известно как БИ с изумительной техникой ног. И в этом его большая схожесть с хапкидо. Однако, развиваемые за пределами Кореи спортивное таеквондо, технически очень ограничено правилами и соответственно от этого методиками подготовки спортсменов. Чтобы избежать ограничений, в хапкидо изучают технику ударов по нижнему уровню тела противника, используют колени, локти, удар головой, что при защите в скованных условиях подъезда, узкого переулка, комнаты дают лучшие возможности для самозащиты.

У-шу (Wushu). Достаточно большое количество техник руками и ногами в У-шу напоминают движения хапкидо. Также, в обоих стилях, очень много похожих черт в действиях оружием.

Кук суль вон (Kuk Sool Won). Кук суль создан Мастером Су Ин Хьюк в 1958 г. после большой изыскательной работы в области изучения традиционных корейских боевых искусств. Он изучал хапкидо у Чхве Йонг Соля, кунг фу у монаха Хае Данг и у мастера Ванг Тайе Йи. Объединив два древних корейских искусства "Конг джунг му суль" ( королевское БИ) с "садо му суль" (племенное БИ), он сформулировал свой Кук Суль ( народное искусство). По своим техникам кук суль мало чем отличается от хапкидо.

Хварангдо (Hwarangdo). Близкий к хапкидо стиль, созданный мастером Джу Банг Ли. Он изучал хапкидо у Чхве Йонг Соля. Проявив творческий подход к познанию корейских БИ, он заявил, что объединил хапкидо с секретными техниками, полученными от монаха Сам Доса, и создал стиль Хварангдо. Однако это было несколько позже начала шестидесятых годов, когда у него была своя школа хапкидо и на тот момент он был уже аттестован на 8-ой дан Чхве Йонг Солем. После 1968 года, когда он, видимо, получил разрешение от монаха Доса обнародовать его знания, было объявлено о создании новой школы Хварангдо, которая брала на себя ответственность развивать традиции юных рыцарей древнекорейской династии Силла.

Кидо (Korea Kido Association). Одна из трех наиболее крупных организаций хапкидо в Корее. Она была создана в 1963 году под патронажем корейского правительства. Первым его президентом и стал гранд мастер Чхве Йонг Соль. Ассоциация объединила 31-о боевое искусство Кореи, кроме таэквондо и дзюдо, в знак непризнания этих направлений, как боевых искусств, поскольку это чисто спортивные дисциплины.

Ханкидо (Hankido). Система, в переводе означающая "путь корейской энергии", создана в 1992 г. гранд мастером Мьюнг Дже Намом, который, объединив принципы хапкидо и айкидо, создал, по его мнению, облегченный метод изучения хапкидо.

Крав Мага (Krav Maga). Израильский вид рукопашного боя. Я как-то спросил своих израильских коллег об этой дисциплине. В ответ услышал: "Это рукопашный бой, лишенный изящества". Мастер Ри, преподававший ряд лет хапкидо сотрудникам спецназа одной из служб правительства США, и знакомый с Крав Мага, рассказал мне, что в шестидесятые годы много инструкторов Корейской ассоциации хапкидо были направлены на ближний восток обучать местные армейские части и подразделения спецназа. Они попали и в Израиль. Среди участников курсов подготовки полицейских сил оказался Имрих Лихтенфельд, увлекавшийся на тот момент боксом и борьбой. Проявив незаурядные организаторские способности, он создал грубую и в тоже время упрощенную систему рукопашного боя для военизированных подразделений Израиля, в основе, которой лежат принципы хапкидо.

Вьетно Вуэм (Viet No Vuem). В конце шестидесятых годов руководство Корейской ассоциации хапкидо направило в Южный Вьетнам команду инструкторов для демонстрации и обучения хапкидо южновьетнамских и американских спецподразделений. Мастер Ри считает, что хапкидо стало составной частью этого вьетнамского БИ.

Сколько не будет развиваться человечество, столько будут совершенствоваться методы нападения и защиты, включая результаты найсовременнейших научно-технических достижений. Но неизменно ценными останутся знания, выработанные в прошлом древними мастерами. Каждый стиль, метод боевых искусств, дошедший до наших дней, достоин уважения. Нет плохих стилей боевых искусств и только от нас зависит, что мы выбираем, как путь нашего духовного и физического развития. И здесь хапкидо занимает свое достойное место.

© Игорь Гамбаров

 

Набор в группы Тхеквандо Хапкидо...
Набор в группы Тхеквандо Хапкидо...

Мы будем рады видеть Вас по адресу:
64300, г. Изюм,

ул. Пушкинская,81

(помещение Детского Сада № 13)

Гостевая книга
Гостевая книга
Rambler's Top100
© PR10.Tom.Ru